Похоронный обряд в древнем Египте.
Погребали тела умерших в Египте, как мы знаем, разными способами.
Например, похоронный обряд - погребение в песке.
Погребение тела и в песке, и в каменных подземных плитах не гарантировало полного сохранения тела. Так что же – посмертная жизнь как обязательное условие вечного существования проблематична? Совсем нет! Египтяне постоянно искали и находили новые и более совершенные методы погребения, уже освоив методику бальзамирования. Что такое бальзамирование в настоящее время - рассказано в статье - Бальзамирование - что это? Смерть могла настигнуть всех знатей, хоронили и малоимущего Древнего Египта, и знатного вельможу, и фараона.
Кончина противоречит природе, она противоестественна, но древние египтяне верили, что загробная жизнь ожидает каждого. Условием этого было сохранение тела и исполненный в соответствии с традициями обряд погребения. Мумию обычного египтянина, не обладающего какими-либо материальными благами, помещали в простой гроб, изготовленный из дерева. Но и в этом случае внутренние стенки домовины (раньше так называли гроб) исписывались именами богов, которые укроют умершего своим покровительством в загробной жизни. Эти божества проводят покойного в царство мёртвых, которое называлось Дуат.
На крышке гроба было начертано обращение к богу Осирису с просьбой подарить тому, кого провожают в Вечное Царство, всё то, чем он пользовался при жизни. Это и домашний скот, и одежда, и вино, и прочее, без чего земное существование невозможно. Чтобы усопший регулярно получал подношения в виде еды и питья, в ранний период существования Древнего царства были отведены отдельные участки земли, а лица, ухаживающие за ними, именовались «рабы Ка». Но в более позднее время убыточность такого обычая стала явной, а подношения делались чисто символически.
Значительно более пышным являлся обряд погребения состоятельного человека. Убранство гроба было роскошным, а сам гроб помещали в каменный саркофаг. Саркофаги были выполнены в форме прямоугольника и покрывались иероглифами и изображениями покойного, держащего в руках различные амулеты, в том числе и магического жука скарабея. На поверхности саркофага изображали Гора, Маата, Осириса, полагая, что внимание таких влиятельных божеств к покойному будет обеспечено.
Закономерен вопрос: а что такое вообще саркофаг? Так вначале назывался известковый камень, который, согласно историческим источникам, добывался в Троаде, возле Accoca. Этот материал славился необычной особенностью в течение 40 дней полностью уничтожить тело покойного. Не останется даже костей, исключение составляют разве что зубы. Впоследствии саркофагом стала называться любая гробница, вне зависимости от того, из какого материала она выполнена. Самые первые саркофаги использовались именно древними египтянами.
Большинство из них по форме идентично форме самой мумии. На груди рисовали ожерелье, всю прочую площадь саркофага занимали рисунки крыльев Маат - богини правосудия. Именно она защищает и охраняет умершего. В начале Нового царства в обиход культа вошли чёрные саркофаги, сделанные из дерева. Они также имели форму мумий и были облагорожены золотом, которым выполнялись иероглифы, прославляющие покойного и облегчающие его путь в посмертное царствие.
Похоронный обряд в древнем Египте обязательно содержал траурное шествие, которое состояло из родных, близких и приближённых покойного. Процессия двигалась медленно, на лицах провожающих была написана глубокая скорбь, а крики сожаления и плач оглашали окрестности, для чего приглашались специальные плакальщицы. Церемония прощания зачастую включала в себя и жертвоприношения животных. После переправы через Нил на западный берег участники церемонии попадали во власть жрецов, облик которых, включая и маски, символизировал принадлежность к богу царства умерших – Дуату.
По завершении обряда «раскрытие уст» жрецы несли гроб с мумией в гробницу, то есть в усыпальницу. Похоронный обряд в древнем Египте, так же кк и у нас был величествен и торжественен. Вход в это помещение тщательно засыпали камнями и щебёнкой, замуровывали, оставив, однако, верхнюю дверь открытой для пожертвований. Стены усыпальниц изобиловали рисунками религиозного содержания, изображениями богов, с которыми умерший вскоре встретится, а также сценами из его жизни и жизни его родственников. Художники, специализировавшиеся на подобных росписях, обладали высоким мастерством и принадлежали к разряду знатных династий. Они стремились изобразить жизнь усопшего в ярких, оптимистических тонах, что обеспечивало бы ему беззаботное будущее существование.
Изображение самого покойного было каноническим: это лицо и ноги в профиль, а нижняя часть туловища – в фас. Естественно, никто эти рисунки впоследствии не видел, никто ими не любовался, но зато они, по мнению египтян, помогали покойному, оказавшемуся в привычной среде, освоиться в новой жизни. Более того, при помощи специальных молитв, заклинаний и магических обрядов эти картины оживут на радость тому, кто покоится в усыпальнице. В некоторых усыпальницах учёными найдены тексты, призывающие тех, кто остался жить, соблюдать ритуальную чистоту и помогать умершему адаптироваться к новым условиям существования.
Интересно, что некоторые из этих текстов написаны от лица его самого: в случае правильного исполнения заупокойного культа он обещает живущим своё заступничество перед богами, ну и, соответственно, наоборот. Таким образом, покойный, с точки зрения религии Древнего Египта, был отнюдь не пассивным или нейтральным существом: он принимал непосредственное участие в жизни сограждан и был в состоянии повлиять на их как земную, так и посмертную участь.
Городской Ритуальный Сервис (495) 943-00-90 круглосуточно.